«ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО»: итоги и планы

20 апреля в Донецкой Народной Республике завершился отопительный сезон 2020-2021 гг., длившийся 183 дня. Погасли топки большинства котлоагрегатов главного генератора тепла Республики – Государственного унитарного предприятия ДНР «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО». Начинается ремонтная кампания – тоже непростой сезон для тепловиков.

Итоги завершившегося отопительного сезона и планы на будущее – в интервью с Алексеем Алексеевичем ЦЮПКОЙ, генеральным директором ГУП ДНР «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО».

Проведена масштабная работа

- Зима – традиционно непростая пора для тепловиков. Каждый отопительный сезон имеет свою особенность. Каким был отопительный сезон 2020-2021? Сложнее предыдущего?

- Да, сложнее, из-за погодных условий. Этой зимой нередки были температурные перепады, когда за один день температура от довольно-таки высокой плюсовой падала до минусовой – и такие перепады доходили до 20 градусов в сутки. А так как температура, до которой на котельных нагревают теплоноситель, зависит от температуры окружающего воздуха, нам приходилось то резко снижать температуру теплоносителя, то резко повышать. От снижения или повышения температуры теплоносителя всегда происходит деформация теплотрасс, чистая физика – сужение, расширение. Но если такие изменения происходят в течение одних суток, то это дает очень большую нагрузку на теплосети и приводит к увеличению количества аварийных ситуаций.

- По каким показателям можно судить об успешности прохождения отопительного сезона?

- Основной показатель – обеспечение безаварийного стабильного теплоснабжения. Чем меньше простоев в связи с авариями -тем лучше. Должен сказать, что в этом отопительном сезоне время простоев по авариям по сравнению с прошлым отопительным сезоном сократилось на 16 %. То есть оперативность реагирования выросла, быстрее решались все вопросы с локализацией, ликвидацией аварий и запуском в работу системы.

Аварийные ситуации в работе теплоснабжающего и любого другого предприятия, оказывающего услуги населению, неизбежны, но серьезных нам удалось избежать. Очень многое зависит от ремонтной кампании, которая начинается после очередного отопительного сезона. Если перед отопительным сезоном хорошо подготовиться, то и аварий будет меньше. Ежегодно нам удается увеличить динамику объема произведенных ремонтных работ – это касается замены труб, оборудования. И это дает свой результат.

- В каком состоянии находятся сети теплоснабжения?

- Эксплуатируются у нас теплотрассы, которые были проложены еще в 70-80-х годах прошлого века. Невозможно одномоментно заменить все изношенные теплосети, поэтому мы планируем их поэтапную замену исходя из имеющихся финансовых средств. Во время ремонтной кампании часть теплотрассы полностью проходит замену.

О ремонтной кампании

- Что запланировано сделать в эту ремонтную кампанию?

- Мы разработали перечень мероприятий, необходимых для полноценной подготовки инфраструктуры предприятия к предстоящему отопительному сезону. Планируется подготовить почти 4000 километров тепловых сетей и заменить порядка 100 километров. Это в однотрубном исчислении. К отопительному сезону планируется подготовить 968 котельных и 135 тепловых пунктов, вывести на плановый ремонт 3058 котлоагрегатов, 19 котлов и 107 насосов – заменить на новые. От качества этого ремонта будет зависеть стабильность подачи тепла в дома жителей Республики зимой 2021-2022 гг.

- Как определяются места, где нужно заменить теплотрассу? Что именно вот тут – самая ветхая труба, нуждающаяся в замене?

- Проводится анализ аварийных ситуаций, которые произошли за прошедший отопительный сезон. В момент ликвидации аварии наши специалисты проверяют состояние трубы: она разрезается, и можно определить ее состояние изнутри, толщину стенки, а также состояние изоляции, камеры и канала. Исходя из ситуации и определяются дальнейшие планы по этому конкретному участку. Если необходимо – он вносится в планы по ремонту.

Но основным критерием определения аварийности на тепловых сетях и необходимости их замены являются гидравлические испытания тепловых сетей, которые проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона.

- Какие районы самые проблемные?

- Самые проблемные – самые густонаселенные, а среди них отдельно выделяется Донецк. Тут, конечно, больше всего аварийных ситуаций, просто потому что больше всего сетей: 51% всей теплосети Республики. Да и сети, которые тут находятся, – самые старые.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что Донецк – это большой промышленный город, поэтому есть много сторонних факторов, которые дают дополнительную нагрузку и негативно влияют на теплотрассы. Это и особые горно-геологические условия (деформация почвы), и близость к электросети – а это блуждающие токи, разрушительно влияющие на трубы.

Есть новые технологии, особые покрытия, снимающие эту проблему, но их не везде можно использовать. Мы стараемся менять трубы, подающие горячую воду потребителям, на современные пластиковые трубопроводы. На них не влияют блуждающие токи, они долговечнее. Но такие трубы применяются только для теплоносителя температурой до +70…+80°С. Для отопления они не подходят.

Забота о будущем

- Ни для кого не секрет, что неотъемлемая часть и особенность технологического процесса объектов теплоэнергетики – это выбросы газообразных загрязняющих веществ в атмосферу: оксида углерода, оксида азота. На вашем предприятии что-то делается, чтобы сократить их?

- Конечно, мы не забываем об экологии. По всей Республике планомерно реконструируем твердотопливные котельные, переводя их на газообразное топливо – благодаря этому снижаются выбросы загрязняющих веществ. Выбросы оксида углерода и оксида азота будут всегда, пока мы используем любое органическое топливо. Полностью избавиться от них невозможно. Но их концентрация зависит от оборудования, которое их перерабатывает. Мы уходим от старых угольных котлов, КПД которых составляет не более 60%, и меняем их на высокоэффективные газовые котлы, КПД которых – свыше 90%. Такое оборудование использует намного меньше органического топлива, соответственно, концентрация выбросов меньше. В 2020 году подобным образом были реконструированы котельные в Ясиноватой, Ольховатке.

О приоритетах и финансах

- 2021-й год начался с повышения тарифов на коммунальные услуги, это была необходимая мера?

- Да. Но даже повышение тарифов на коммунальные услуги полностью не покрывает те расходы, которые несет наше предприятие для поддержания системы и стабильного прохождения отопительного сезона.

Дополнительные средства от повышения тарифов позволят нам дополнительно закупать топливо, материалы для ремонта, увеличить заработную плату специалистам. Работа у нас непростая, требует высокой квалификации кадров. Без рабочих рук деятельность нашего предприятия невозможна.

– Можно ли сказать, что один из приоритетов – кадровая политика?

– Несомненно. Люди – главный актив нашего предприятия. Мы активно поддерживаем специалистов, работники имеют все социальные гарантии, работает профсоюзная организация – заботится и об оздоровлении, и о досуге сотрудников, не забывая и о наших ветеранах.

Но квалифицированных кадров не хватает. Мы обучаем их за счет предприятия – оплачиваем необходимое профессиональное обучение. Если человек хочет, у нас он может расти, развиваться, повышать свой уровень, повышать разряд, на руководящие должности. На базе Государственного Концерна «Донбассгаз» есть учебно-методический центр, в котором обучаются сотрудники Концерна, в состав которого также входит наше предприятие. Сейчас ведется активная работа по получению лицензии на обучение четырем профессиям: оператор котельной, машинист-кочегар, слесарь тепловых сетей, аппаратчик химводоочистки.

- То есть желающие работать могут прийти к вам прямо улицы и всему научиться?

- Специалисты нужны, и мы согласны брать на работу, что называется, «со школьной скамьи», доучивать на производстве. Можно прийти к нам учеником, за это время обучиться и перейти на основную работу. Это можно делать и летом, в ремонтную кампанию. Мы учитываем целесообразность обучения. Главное, чтобы у нас была заинтересованность в таком специалисте и имелась вакансия.

- Помимо квалифицированных специалистов, что еще нужно, чтобы теплосеть работала бесперебойно?

- Нужно, чтобы наши потребители оплачивали услуги по отоплению своих жилищ своевременно и в полном объеме. Вовремя оплачивая счета за полученные услуги, потребитель тем самым способствует их стабильной работе.

- «Донбасстеплоэнерго» получает инвестиции от государства?

- Да, конечно. Проводить реконструкции и модернизацию оборудования в таком большом хозяйстве не получилось бы без финансовой поддержки государства. Правительством ДНР нам ежегодно выделяются средства из бюджета Республики на целевые мероприятия, связанные с реконструкцией и строительством конкретных объектов.

В 2021 году на выделенные государством деньги у нас запланировано начало строительства новой котельной в Торезе – закрываем старую, там все оборудование настолько устарело, что делать ремонт уже нет смысла.

Также запланировано закрытие старой аварийной котельной и строительство новой в Шахтерском районе, в селе Контарное, она будет отапливать школу.

И основной проект – это реконструкция системы теплоснабжения нижней части г. Зугрэс и начало строительства новой котельной, которая будет отапливать половину города.

В 2021 году также планируем провести реконструкцию или капитальный ремонт 20 котельных по всей Республике: в Донецке, Шахтерске, Амвросиевке, Енакиево, Макеевке, Снежном и Харцызске.

О надежности

- Насколько серьезным испытанием для предприятия стала пандемия COVID-19?

- Конечно пандемия внесла свои коррективы, повлияла на нашу работу достаточно сильно, было много отрицательных моментов. Например, из-за закрытия границ были проблемы с поставкой материалов. Люди уходили на самоизоляцию, их нагрузка перераспределялась на других работников. Но несмотря на трудности мы провели полноценную ремонтную кампанию, стабильно прошли отопительный период.

Как ни странно, был и положительный момент. Пандемия научила нас работать удаленно, заставила руководящий состав перейти на формат видеоконференций. Это позволило сократить расходы на горючее и не тратить рабочее время на длительные поездки – наши филиалы находятся по всей Республике, расстояния довольно большие. Конечно, совсем без личного контакта работать не удастся, но затраты на ненужные переезды у нас сократились. Пандемия показала, что можно проводить совещания, не покидая рабочие места. Технологии были и до пандемии, но мало применялись, теперь пришлось научиться.

- Как вы считаете, какой должна быть современная теплопроизводящая компания?

- Надежной. Это главное в нашей отрасли. Надежной во всем. Первоочередная задача теплопроизводящего предприятия – чтобы потребители получали тепло бесперебойно. Поэтому мы всегда особое внимание уделяем состоянию нашего оборудования, стараемся при любой возможности вложиться в его модернизацию, заботимся об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Стараемся быть надежным работодателем, много внимания уделяем социальной защищенности работников, их безопасности на производстве. Не зря девиз нашего предприятия – «С нами надежно и тепло!».

Галерея фото