2020-й год порадовал теплой осенью, поэтому отопительный сезон начался позже привычной потребителям даты. В Донецкой Народной Республике официальный запуск котельных начали 20 октября по особому Распоряжению Главы ДНР Дениса Пушилина.
Согласно графику, согласованному Государственным Концерном "Донбассгаз" и Министерством строительства и ЖКХ, включение котельных производится два дня. В первую очередь включаются все угольные, электрические, жидкотопливные, а также газовые котельные, отапливающие объекты соцсферы (детсады, школы и больницы) и дома, запитанные от общей сети с этими учреждениями. Во второй день включаются оставшиеся газовые котельные.
По словам Генерального директора ГП «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО» Алексея Алексеевича Цюпки, лето для сотрудников теплосети было и жарким во всех смыслах, и успешным.
– Алексей Алексеевич, отопительный сезон 2020-2021 гг. стартовал успешно и в соответствии с законом. Какие работы предшествовали этому?
- Разумеется, началу отопительного сезона предшествовала кропотливая работа по подготовке систем теплоснабжения Республики. Наше предприятие за время проведения ремонтной кампании отремонтировало 3840 километров тепловых коммуникаций, находящихся в эксплуатации предприятия. 110 километров было капитально отремонтировано – с заменой труб аварийных участков трубопроводов.
Черту в ремонтно-подготовительных мероприятиях по подготовке к отопительному сезону наше предприятие подвело уже к 1 октября. К этой дате на 100% были подготовлены все подведомственные ГП «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО» источники теплоснабжения: 969 котельных и 139 центральных тепловых пунктов.
Также была проведена вся необходимая наладка оборудования источников теплоснабжения и все работы по техническому диагностированию и обследованию теплоэнергетического оборудования.
- Были ли какие-то сложности при подготовке к этому отопительному сезону?
- На предприятие, связанном с функционированием агрегатов и механизмов, всегда есть какие-то рабочие моменты, связанные с наладкой и ремонтом. С этими задачами специалисты «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО» успешно справляются, качественно выполняя свою работу. Это то, что зависит именно от нас.
Но есть то, от чего мы сами зависим, а именно - оплата за предоставляемые услуги по теплоснабжению. Если эти услуги не будут вовремя оплачены, предприятие не сможет закупать энергоносители, проводить плановый и текущий ремонт – оплачивать материалы, платить зарплату специалистам. Следует также учитывать то, что тарифы в Республике носят социальный характер – они ниже их фактической себестоимости. Поэтому для нас так важна своевременная оплата потребителями предоставляемых услуг по теплоснабжению, и мы благодарны абонентам, вовремя оплачивающим наши услуги.
Хотя должники все же есть. Потребителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и накопившим задолженность, рекомендуем заключать договор на ее реструктуризацию и выплачивать долг частями. Этот типовой договор, разработанный Министерством строительства и ЖКХ ДНР, можно заключить в любом из пунктов приема абонентов ГП «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО». Перечень таких пунктов есть в группе нашего предприятия в социальной сети «ВКонтакте».
- Бывает так, что у одних трубы «кипяток», а у других – еле теплые, а то и вовсе холодные. Куда в таком случае следует обращаться?
- Мы отвечаем за котельные, магистральные и распределительные теплотрассы. Если проблема в них – следует обращаться в аварийную службу теплосети. Все что находится домах и помещениях – это зона ответственности жилищных организаций.
- Если все же случается авария - существуют временные нормативы по ее устранению?
- Наши аварийные бригады работают круглосуточно. Любая авария устраняется максимально быстро, хотя нормативов никаких нет. Авария – это ведь не планируемая, а чрезвычайная ситуация. Существует определенный алгоритм действий: сначала производится локализация аварии, аварийное перекрытие, для предотвращения потери теплоносителя. Затем в несколько этапов проводится ликвидация аварии: либо работы временного характера, ремонт, либо полная ликвидация – например, замена участка теплосети.
- Какая наиболее частая причина аварий?
- Основная причина аварий - в физической изношенности теплотрасс, трубы не менялись десятилетиями. Чтобы во время отопительного сезона не было проблем, в межотопительный период мы проводим плановый ремонт, какие-то участки теплосети полностью меняем, какие-то ремонтируем, а затем проводим гидравлические испытания, которые выявляют оставшиеся слабые места. И если по итогам проведения этих испытаний повреждений нет, значит, ремонтные и подготовительные работы были проведены качественно.
-Людей беспокоят разрытия на теплотрассах, не повлияют ли они на благополучное прохождение отопительного сезона?
- Наше предприятие делает все возможное, чтобы снизить количество аварий на объектах теплосети и поэтому регулярно заменяет аварийные участки, а потребители видят на улицах разрытия. После выполнения работ эти разрытия накрываются плитами и засыпаются землей. Но в условиях нехватки финансирования, которое зависит в основном от оплаты потребителями услуг по теплоснабжению, в первую очередь все силы и средства направляются на то, чтобы заменить трубопроводы теплоснабжения и дать тепло, а этап восстановления благоустройства может откладываться – но не отменяться. Со временем любое разрытие обязательно ликвидируется, но его наличие не влияет на функционирование теплотрассы.
- 16 октября этого года возглавляемому вами Государственному Предприятию «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО» исполнилось 5 лет. Какие задачи ставились перед предприятием? Удалось ли выполнить?
- Согласно Постановлению Совета Министров Республики №19-50 от 16 октября 2015 года, ГП «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО» создавалось «в целях реализации политики в сфере теплоснабжения потребителей ДНР, обеспечения надежной и безопасной эксплуатации магистральных и местных (распределительных) тепловых сетей».
Эта задача предприятием выполняется успешно. За эти 5 лет мы не просто стабильно и вовремя обеспечивали жителей Республики теплом и повышали качество предоставляемых услуг, но также планомерно снижали энергоемкость производства тепловой энергии, меняли устаревшее оборудование, переводили котельные с твердого топлива на газ.
- Сколько угольных котельных в этом году удалось перевести на газ и сколько в планах?
- В 2020 году с твердого топлива на газообразное переводится 4 котельные, такие реконструкции планируется проводить ежегодно, количество зависит от финансирования.
Хочется отметить, что в 2020 году наш проект по реконструкции котельной в пгт Александровка на Республиканском экологическом конкурсе «Золотой пеликан» победил в номинации «За внедрение наилучших доступных технологий на производстве».
Благодаря реализации таких проектов ГП «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО» снижает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. При переводе твердотопливных котельных на газообразное топливо исключается загрязнение воздуха, а благодаря установке высокоэффективного теплогенерирующего оборудования снижаются выбросы загрязняющих веществ в целом.
- Алексей Алексеевич, какие цели ГП «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО» ставит перед собой на следующую пятилетку?
- Продолжим выполнять поставленную нам задачу – обеспечивать надежное теплоснабжение Республики.