30 октября 1931 года дал промышленный ток первенец первой пятилетки (1928-1932 гг.) – Зуевская государственная районная электростанция, по масштабам того времени – одна из крупнейших в стране. Топливом для ее котлов был донецкий антрацитовый штыб (от нем. Staub «пыль») — пылевидный производный продукт от добычи каменного угля.
На Зуевскую электростанцию купили иностранное оборудование: английские турбины фирмы «Метро-Виккерс» и немецкие котлы фирмы «Ханомаг и Штайнмюллер» паропроизводительностью 125-150 т/ч (давление 32 атмосферы, температура пара 420°С). До 1935 года страна была вынуждена покупать импортные энергетические машины, поэтому при их монтаже и наладке всегда присутствовали иностранные специалисты. Например, главный консультант строительства ДнепроГЭСа – американец Хью Купер – даже был награжден орденом Трудового Красного Знамени! Правда, зуевцам с иностранными помощниками не так повезло. Инженер Макдональд с первых дней своего пребывания на стройке держался отчужденно, недоброжелательно, не верил и не доверял местным рабочим. А они не просто правильно установили все оборудование, но идеально – да еще и за рекордно короткие сроки, буквально за три месяца. При запуске присутствовал Макдональд. Каково же было его удивление, когда монета, поставленная ребром на работающем механизме, не упала! То есть вибрация полностью отсутствовала!
Зуевскую электростанцию построили всего за 15 месяцев согласно разработанному Глебом Кржижановским плану ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России), который включал в себя программу А (реконструкция уже существующих предприятий электроэнергетики) и программу Б - новое строительство. По программе Б следовало построить 30 районных электрических станций – 20 тепловых и 10 ГЭС общей мощностью 1,75 млн кВт.
Зуевское строительство относилось к программе Б - то есть начиналось с нуля, буквально на пустом месте. Это было нелегким делом – строить нужно было быстро и качественно, а ведь возводили все вчерашние крестьяне и рабочие, многие из которых едва успели научиться читать и писать! Но желание и энтузиазм сделали невозможно возможным.
Работали очень быстро – еще недавно в сонной долине в пойме реки Крынки зеленели тихие луга. Но вот заскрипели колеса десятков подвод, пришли люди – и началось рытье котлованов. Кирками, лопатами, кое-где даже взрывчаткой – местами грунт был сплошной камень. Механизации никакой – лишь носилки да тачки. За 7 месяцев сделали все земляные работы, и началась стройка. Помогать приехали активисты и комсомольцы со всей страны. Рабочие жили в бараках, палатках, шалашах, землянках, а рядом закладывали фундамент первых жилых домов, строился будущий город энергетиков – Зугрэс.
Зуевская ГРЭС должна была стать крупнейшей тепловой электростанцией страны и сыграть важную роль в развитии не только донецкой, но и всей советской экономики.
Квалифицированных работников, которые могли бы обслуживать установленные механизмы, не было, и поэтому на ЗуГРЭСе параллельно со строительством открылись курсы эксплуатационников. После нелегкого трудового дня рабочие не отдыхали - а садились за учебники и конспекты. Их никто не заставлял, все было добровольно. Так к завершению постройки ЗуГРЭСа на электростанции появился квалифицированный персонал. Интересно, что оператором котельной стала Ульяна Балдуева – первая в стране и в мире женщина – оператор котельной!
Прошли годы. Множество испытаний выпало на долю нашего народа, многое поменялось. Более чем за 80 лет неоднократно менялось и оборудование на зуевской теплоэлектростанции. Подвергался модернизации и самый старый котел в Донбассе – котел фирмы «Ханомаг и Штайнмюллер». Внушительный агрегат похожий на небольшой дом, окруженный железными лестницами, - дальний родственник первых немецких тракторов производства той же фирмы числится в резерве на источнике теплоснабжения ГП «Донбасстеплоэнерго» в г. Зугрэс. Он в рабочем состоянии и при необходимости может быть пущен в работу.