«ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО»: на страже тепла

Старт отопительного сезона позади, тепловые источники выведены на температурный режим, а значит, можно подвести первые итоги. О работе и насущных проблемах предприятия, которое стоит на страже тепла всей Республики, - читайте в интервью с Алексеем Алексеевичем ЦЮПКОЙ, генеральным директором ГУП ДНР «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО».

Учитывая холодную погоду, которая установилась к концу сентября, Главой Республики и главами администраций городов и районов было принято решение о раннем старте отопительного периода - 1 октября.

И вот старт позади, тепловые источники выведены на температурный режим, а значит, можно подвести первые итоги. О работе и насущных проблемах предприятия, которое стоит на страже тепла всей Республики, - читайте в интервью с Алексеем Алексеевичем ЦЮПКОЙ, генеральным директором
ГУП ДНР «Донбасстеплоэнерго».
 

Готовность к отопительному сезону

- Ранний старт отопительного периода как-то отразился на работе теплосети?

- По сути, нет. К 1 октября все плановые и профилактические ремонтные работы на теплотрассах, котельных и теплопунктах «Донбасстеплоэнерго» завершились, к старту мы были готовы. Полный комплекс мероприятий по включению теплоснабжения занял порядка двух суток. Источники теплоснабжения включаются поэтапно, по графику, согласованному с ГК «Донбассгаз» и администрациями городов, чтобы обеспечить стабильное функционирование системы газоснабжения Республики. Согласно этому графику, в первую очередь тепло появляется на социальных объектах – в лечебных и образовательных учреждениях, затем у прочих потребителей.

- В социальных сетях есть жалобы на то, что у кого-то все еще холодно – или во всей в квартире, или в одной из комнат… Звонят в теплосеть, а их перенаправляют в управляющие компании.

- Все верно. Диспетчер выясняет, что котельная, обслуживающая этот дом, работает, тепло подается, порывов на теплотрассе нет, следовательно, проблема имеется во внутридомовой системе отопления, а это уже сфера ответственности управляющей компании. Граница ответственности за техническое состояние и качество теплоснабжения между теплосетью и организацией, эксплуатирующей здание, определяется границей балансовой принадлежности. Как правило это внешняя граница стены жилого дома, здания или сооружения. Теплосеть отвечает за температуру теплоносителя и давление в системе до входа в дом, а организация, эксплуатирующая здание, - во внутридомовой системе отопления.

- Но все-таки перебои в работе котельных и порывы на теплотрассах случаются…

- Достаточно большая часть теплотрасс и теплопроизводящего оборудования уже выработали свой ресурс, физически изношены. Мы делаем все возможное, чтобы аварийные ситуации происходили как можно реже. С началом отопительного сезона начинаем планировать будущую ремонтную кампанию. К весне у нас уже готов план, по которому мы работаем после завершения отопительного периода. Чем больше отремонтируем в межсезонье, тем стабильнее будет прохождение очередного отопительного периода.

К сожалению, не все зависит от нашей работы – котельная может остановиться, если нет электроэнергии. Такое случалось прошлой зимой, когда из-за обледенения порвались линии электропередач. И уже этой осенью были остановлены котельные в Горловке после отключения электроэнергии из-за обстрела ВСУ. Спасибо нашим энергетикам, они быстро исправляют ситуацию, и мы запускаем котельные.

- Насколько хорошо республиканская теплосеть подготовилась к начавшемуся отопительному сезону? Что было сделано в период ремонтной кампании?

- Было подготовлено почти 4000 километров тепловых сетей и заменено более 90 километров, подготовлено 968 котельных и 135 центральных тепловых пунктов, капитально отремонтировано 20 котельных, проведена ревизия более 3000 котлов, заменено на новые 19 котлоагрегатов и 107 насосов.

В прошлом году у нас была положительная динамика по снижению аварийности на тепловых сетях Республики. В этом году объем сделанных в ремонтную кампанию работ – не меньше, чем в 2020-м. С запланированными на 2021-й год ремонтно-подготовительными мероприятиями мы справились в полном объеме. Это должно позволить продолжить наметившуюся положительную динамику по снижению аварийности.

- Ведутся ли какие-либо работы по модернизации оборудования?

- Да, две котельные были переведены с угля на газ, одна котельная с жидкого топлива на уголь в г. Дебальцево.

- Что дает такая модернизация?

- Котельные, работающие на газообразном топливе, энергоэффективны – при меньших затратах энергии дают больше тепла. Уменьшаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Благодаря новому оборудованию снижается количество аварийных ситуаций. В «Донбасстеплоэнерго» ежегодно проводится подобная модернизация.

- Следовательно, если теплосеть больше отремонтирует и заменит на новое теплогенерирующее оборудование и трубы теплотрасс, то аварийных ситуаций будет меньше?

- Это очевидно. Все упирается в финансы. Мы не бюджетная организация. Мы работаем за счет средств, которые перечисляются нашими потребителями – населением, организациями и предприятиями – за услуги по предоставлению теплоснабжения и горячей воды.

- И как обстоят дела с оплатой потребителями за оказанные услуги?

- У потребителей есть долги перед теплосетью – и это плохо не только для теплосети, но и для населения. На средства, полученные от оплаты за наши услуги, мы закупаем топливо, материалы для ремонта, платим заработную плату специалистам. Благодаря высокой квалификации и опыту наших сотрудников у нас в целом получается обеспечить стабильное прохождение отопительного сезона. Но мы бы могли сделать больше, имея больше средств. Долги – это не просто недополученные средства, это упущенные возможности по ремонту и модернизации системы теплоснабжения.

Даже в период пандемии можно вовремя оплатить счета. Для удобства потребителей по всей Республике работают пункты приема абонентов ГУП ДНР «Донбасстеплоэнерго», в которых по телефону производится сверка по оплате за наши услуги. Оплатить счет тоже можно не выходя из дома, воспользовавшись системой дистанционного обслуживания «ЦРБ Онлайн». Это актуально в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой.

Кадровый вопрос

- А что с кадрами? Достаточен ли приток молодых специалистов?

- Кадровый вопрос и в нашей отрасли теплоснабжения, и в целом у коммунальных служб по Республике на сегодняшний день стоит остро. В «Донбасстеплоэнерго» есть незаполненные вакансии, причем среди рабочих специальностей 47% от общего числа занимает профессия слесаря.

Мы проводим большую работу по привлечению молодых специалистов. Молодежь приходит на стартовые должности, и мы много внимания уделяем ее обучению: в теплосети существует система наставничества, проверенная временем. Многие наши сотрудники, которые сейчас занимают должности руководителей, пришли к нам сразу после окончания учебного заведения. И в этом один из основных плюсов молодых специалистов: они мотивированы, стремятся познавать новое и готовы расти. Молодежь – это новые идеи, креативное мышление и самое главное – их уверенность в то, что они могут «горы свернуть».

- Сотрудничает ли «Донбасстеплоэнерго» с какими-либо учебными заведениями: профессиональными училищами, вузами в плане организации практик и стажировок учащихся, а также трудоустройства выпускников?

- Да, конечно. Мы сотрудничаем с Донецким национальным техническим университетом, Донбасской национальной академией строительства и архитектуры, Донецким техникумом промышленной автоматики имени Александра Захарченко, Донецким техникумом строительных технологий и Донецким электрометаллургическим техникумом.

Мы ищем новых сотрудников еще до момента устройства на работу на наше предприятие. Для этого приглашаем студентов на практики, собеседования, стажировки, присматриваемся к ним на экзаменах, на конкурсах молодых профессионалов, которые проводятся в учебных заведениях. Наши сотрудники часто участвуют там в качестве членов экзаменационных комиссий и жюри. Самых ответственных студентов приглашаем к нам на работу. В этом случае выигрывают обе стороны: и предприятие, получающее молодого специалиста, и студент, получающий уверенность в том, что после окончания учебы у него есть работа.

- Насколько привлекательно предприятие «Донбасстеплоэнерго» как работодатель?

- Соискателей «Донбасстеплоэнерго» привлекает прежде всего стабильностью: работа у нас – это гарантия долгосрочной занятости, официальное трудоустройство и социальный пакет, выплата заработной платы два раза в месяц, а также возможность карьерного роста.

Планы на будущее

- Что в планах на будущее?

- Продолжать работать, сохраняя стабильность. По мере возможности модернизировать теплогенерирующее оборудование. Уделять внимание проблеме энергосбережения. Мы заинтересованы в том, чтобы наши котельные не грели воздух. Для этого задумали новый проект - собственный цех по производству пенополиуретановой теплоизоляции и железобетонных плит на базе Филиала «Горловкатеплосеть».

Чтобы исключить большие потери тепла при его транспортировке, надземные теплотрассы изолируются современными изоляционными скорлупами из пенополиуретана. Такая пенополиуретановая теплоизоляция – многоразового использования. Тогда как старая теплоизоляция, стекловолокно, быстро выходит из строя, при каждом ремонте ее необходимо менять на новую, потому что от воздействия воды она портится. С течением времени разрушаются и железобетонные плиты, и люки, которыми накрыты теплотрассы и доступы к тепловым камерам. Все это необходимо заменять, причем эти материалы теплосети нужны постоянно. Покупать такие изделия - значительно дороже, чем делать самим.

Галерея фото