Дирижер ковша: машинист экскаватора Виталий Дячук

В современном мире машинисты экскаватора пользуются большим спросом на рынке труда (и спрос этот никогда не падает!), а их труд достойно оплачивается. Именно машинист экскаватора в марте этого года сумел освободить крупнейший морской торговый путь, выполнив свою работу и вызволив севший на мель сухогруз, перекрывший движение судов в Суэцком канале.

 Как освоить эту непростую, но очень интересную профессию, о ее тонкостях, а также о рабочих буднях расскажет Виталий Петрович Дячук, машинист экскаватора 5 разряда Филиала «Горловкатеплосеть» ГУП ДНР «ДОНБАССТЕПЛОЭНЕРГО», занявший в своей категории 1-е место на смотре-конкурсе «Лучший по профессии».

 Лучший по профессии

- Виталий Петрович, на смотре-конкурсе вы виртуозно, будто дирижер палочкой, управляли ковшом, манипулировали мелкими предметами. Невероятно зрелищное соревнование! Задания на первый взгляд, совершенно невыполнимые: забить ковшом гвоздь, надколоть яйцо, не повредив стеклянную подставку, загнать кирпич в ворота… И у вас было много достойных соперников. Трудно далась победа?

 - На самом деле для опытного машиниста экскаватора это простые задания, а я уже 18 лет в профессии. Сложность в том, что на конкурсе засекается время выполнения задания, а ты переживаешь, волнуешься, к тому же садишься на непривычную машину. На новой машине, что была выделена для проведения конкурса, все рычаги управления - в зеркальном положении. Я левша, мне было легко переключиться, а ребятам надо было сперва приловчиться, отсюда и огрехи. А так у нас все машинисты - профессионалы своего дела.

 - Перед конкурсом тренировались?

 - Нет, нет смысла. Я каждый день работаю, рука уже набита. Когда ты на экскаваторе годами, даже тонкие манипуляции производишь автоматически.

 - Как Вы думаете, что дает сотрудникам предприятия участие в таком производственном соревновании?

 - Возможность показать свое мастерство, проверить себя, узнать что-то новое из опыта коллег.

 Начало пути

- Что повлияло на ваш выбор профессии?

 - Я еще в школу не ходил, а уже профессию себе выбрал - хотел стать машинистом экскаватора. Мой дядя работал в горловской теплосети, я бегал рядом, смотрел на его работу, он давал мне посидеть в кабине, подержать рычаги. Поэтому сомнений в выборе, кем стать, у меня не было.

 - Где Вы учились?

 - Закончил 9 классов и пошел в наше горловское профессионально-техническое училище № 55, сейчас это Горловское профессионально-техническое училище транспорта. Через три года получил диплом машиниста бульдозера и экскаватора 3 разряда.

 - Учиться было сложно?

 - Мне нравилось. Учили и матчасть, и правила дорожного движения, проходили практику на предприятиях.

 - Как Вы пришли в теплосеть?

 - Не сразу, поработал в разных фирмах, набрался опыта. В теплосеть пришел в 2017 году.

 - Как проходит ваш рабочий день?

 - Начинается в 7.30. Прохожу медосмотр, получаю допуск к работе, затем выдают наряд – диспетчер говорит адрес, куда нужно ехать. На месте работы мастер показывает, где копать. Моя задача – раскопать, затем подъедет кран, снимет плиту, слесари займутся трубами, когда закончат работу – кран установит плиту, закроет канал, я закопаю. Раньше бывало по четыре таких наряда за смену, сейчас в среднем два выезда за день.

 - Когда чаще копаете – зимой или летом?

 - Работы много круглый год. Зимой аварийная в основном, летом – планово-ремонтная. Ежегодно во время ремонтной кампании меняем приличное количество труб на новые – потому зимой стало меньше порывов. Чем больше летом мы потрудимся, тем зимой легче.

 Мастерство приходит с опытом

- Сразу ведь машинистом не садят, сначала помощником?

 - Это на практике, пока еще учишься. А как закончил училище – все, полноценный машинист экскаватора. Хотя, конечно, первый год-два работать тяжело, пока приловчишься. Потом уже нарабатывается опыт, становится легче.

 Как у нас шутят – стал на девушек обращать внимание, а не только на работу, значит уже профессионал!

 - Какой у Вас разряд? Как быстро Вы достигли мастерства в управлении экскаватором?

 - Сейчас 5-й. Получил его уже работая в теплосети. На предприятии за этим следят, сотрудники проходят курсы, повышают разряд. От этого повышается и зарплата. Пока работал на частников, о повышении разряда речи не шло. Умеешь работать – работай.

 - При желании любой сможет овладеть профессией машиниста экскаватора или нужны какие-то особые качества?

 - Не задумывался над этим. Мне всегда хотелось работать именно по этой специальности, поэтому для меня все было достаточно просто. Но встречал и таких, у кого дело не ладилось. Если есть желание, энтузиазм, все получится. Я, когда приезжаю на место, всегда обсуждаю с мастером процесс. Не просто молча копаю, где указали, а смотрю, как сделать лучше.

 Ну и, конечно, машинисту экскаватора не помешает хороший глазомер.

 О разном

- Экскаваторы бывают разные, на каком Вы работаете?

 - МТЗ-82, одноковшовый экскаватор весом 4 тонны, ковш – 0,25 кубического метра.

 - Чем сложнее управлять – обычным автомобилем или экскаватором?

 - Экскаватором сложнее. Габариты больше – надо внимательно смотреть, чтобы вписаться, не зацепить ничего. Спокойно относиться к небольшой скорости передвижения – в среднем 19 км в час, бывают экскаваторы, которые могут передвигаться со скоростью до 40 км в час. Не полихачишь. К такой скорости передвижения тоже надо привыкать.

 - «Хочешь иметь много денег, выходи замуж за экскаваторщика» - эта фраза из советского фильма и поныне актуальна? Оплата труда достойная?

 - Достойная. Но возражать не стану, если будет больше, как в России.

 - Ваша работа в чем-то схожа с работой археолога – все время копаете. Были какие-нибудь интересные находки?

 - Скелета динозавра или клада из золотых монет не находил, конечно. Но как-то откопал вагонетку и шахтерский ломик. Вагонетка еще с заклепками, старинная.

 - Чем занимаетесь в свободное время?

 - Домашним хозяйством. Ну а в отпуске появляется время на рыбалку.

 - Расскажите о Ваших планах на будущее?

 - Купить дом, растить детей, у меня сын и дочь. Все как у всех. Жить!

 

Для справки

  • Чтобы работать машинистом экскаватора, необходимо иметь профильное средне-специальное образование.
  • Машинист экскаватора может иметь от 4 до 6 разряда.

 

Это интересно!

Как появились экскаваторы

Профессия машиниста экскаватора появилась вместе с появлением самого экскаватора.

 Это один из самых распространённых видов спецтехники. Человечество издавна стремилось облегчить и ускорить землеройные работы, для чего придумывались всевозможные механизмы. Еще древние египтяне и древние римляне использовали прообразы экскаваторов, когда рыли канали или углубляли русло реки.

 Первый исторический документ, в котором упоминается землеройный механизм – это венецианский «Кодекс Джованни Фонтана» 1420 года, в котором упоминается ковшедолбежная землечерпалка, предназначавшаяся для углубления каналов и гаваней.

 Но все же большинство историков считают изобретателем землеройной машины знаменитого Леонардо да Винчи. Именно он придумал схему экскаватора-драглайна (и не одну!) и, что немаловажно, успешно использовал свое устройство, когда занимался в миланской долине прокладыванием каналов.

 В 1597 году венецианский изобретатель Буанаюто Лорини сконструировал плавучий вариант землечерпалки, а в 1718 году французы де ла Бальм и Белидор придумали землеройную машину с двумя ковшами.

 В 1834 году 23-летний американский инженер Уильям Отис спроектировал экскаватор с одним ковшом на паровом двигателе. Эта машина могла вынимать 40 кубометров грунта за один час при мощности в 15 лошадиных сил. Обслуживали его 11 человек. Потом Отис дорабатывал и улучшал свой проект, сделав ковш частично поворотным, и в итоге получил механизм – прообраз современного экскаватора. Называл он его «крановой лопатой для выемки грунта и удаления земли», а рабочие прозвали машину «Лопатой Отиса». Именно такую «лопату» купили для строительства железной дороги между Москвой и Петербургом, произошло это в 1842 году.

 В 1920 г. Бенджамин Холт придумал гусеничный ход для экскаваторов, и появилась возможность эксплуатировать механизм не только в непосредственной близости от железной дороги, но и в труднопроходимых местах.

 Паровые двигатели к этому времени были вытеснены электрическими дизельным двигателями.

 А в 1948 итальянцы Карло и Марио Брунери придумали оснастить экскаватор гидравлической системой управления.

 В 1951 году английская компания «Hymac» представила рынку первый полноповоротный экскаватора на гидравлике.

 А в 1954 году французская компании «SICAM» установила гидравлический экскаватор на колесную базу грузовика, увеличив его мобильность.

 Вот так постепенно, шаг за шагом, изобретение за изобретением, человечество совместными усилиями придумало экскаватор, технику, без которой невозможно представить никакие современные строительные работы.

Галерея фото